ADMIN
|
| |
Сообщение: 37
Зарегистрирован: 25.06.11
Репутация:
0
|
|
Отправлено: 12.07.11 22:16. Заголовок: ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА БЕЗНАДЗОРНЫХ И БЕСХОЗЯЙНЫХ ЖИВОТНЫХ:
ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА БЕЗНАДЗОРНЫХ И БЕСХОЗЯЙНЫХ ЖИВОТНЫХ: КОЛЛИЗИИ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА С.В. Николюкин, И. О. Уткина. //Юрист. -2009. - № 6. - С. 19 - 27 Николюкин С.В., заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Института бизнеса и политики, кандидат юридических наук. Уткина И.О., заместитель начальника отдела развития отраслей животноводства Департамента животноводства и племенного дела Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, кандидат биологических наук. Появление в большом количестве безнадзорных и бесхозяйных животных на улицах российских городов является стимулом для решения правовых вопросов, возникающих в данной сфере. При ином в статье отмечается, что по отношению к животным как объектам гражданского права применяются общие правила, касающиеся возникновения, изменения и прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не определено законом. Безнадзорные животные, определяемые ГК РФ как животные, находящиеся в местах общественного пользования без сопровождающего лица, объединяют, по сути, две категории животных: бездомных и безнадзорных животных. Так как мы рассматриваем экологически важный вид домашних животных (canis lupus familiaris) - собака домашняя, такая градация важна для определения достаточно большой популяции "бездомных животных", находящихся в условиях естественной свободы, проживающих в населенных пунктах и не имеющих собственника. Некоторые ученые считают, что определение "бездомный" может быть использовано только по отношению к людям. Необходимо отметить, что под безнадзорным понимается животное, имеющее собственника и временно выбывшее из его попечения, а также животное, собственник которого неизвестен. Понятие бесхозяйных вещей является собирательным, охватывающим такие разновидности, как брошенные собственником вещи, находки, безнадзорные животные, клады. То есть российское законодательство тождественно толкует безнадзорных и бесхозяйных животных, хотя, на наш взгляд, такое толкование вещей является необъективным. Между тем Толковый словарь русского языка Ушакова поясняет, что безнадзорный - это лишенный необходимого надзора либо присмотра (кто-либо), а бесхозяйный - не имеющий хозяина, никому не принадлежащий. Таким образом, под безнадзорными животными следует понимать животных, имеющих хозяина, но временно выбывших из-под его опеки. То есть животное могло потеряться, в частности, собака могла сорваться с поводка и убежать, либо хозяин-собственник мог отпустить собаку с поводка намеренно. Под бесхозяйным животным следует понимать животное, не имеющее хозяина-собственника в принципе, т.е. собаки, которые живут в городах и населенных пунктах в состоянии естественной свободы, нередко сбиваясь в стаи, должны признаваться бесхозяйными. Собака, определение породы которой вызывает затруднение, находящаяся в состоянии естественной свободы, без ошейника и без возможности ее идентификации (отсутствие микрочипа или клейма), также должна признаваться бесхозяйной. Этот аспект немаловажен при установлении прав собственности на конкретное животное и при идентификации животного при судебных разбирательствах. Также необходимо внести ясность при определении животного как имущества исходя из представлений о животном как о природном объекте и одновременно как о движимом имуществе, об объекте права собственности. Специфика правового положения животных как объектов гражданских прав в соответствии с ГК РФ заключается в следующем. Во-первых, при осуществлении гражданских прав не допускается жестокое обращение с животными, поскольку это противоречит принципам гуманности. Во-вторых, возникают определенные правовые последствия, к примеру основания приобретения и прекращения права собственности с животным - объектом гражданских прав. В-третьих, животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа лицом, предъявившим соответствующее требование в суд (ст. 241) <1>. -------------------------------- <1> См.: Мохов А.А., Копылов Д.Э. Псовые как объекты гражданских прав // Юридический мир. 2006. N 12. С. 10. По отношению к животным как объектам гражданского права применяются общие правила, касающиеся возникновения, изменения и прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не определено законом. Иными (кроме права собственности) вещными правами на животных являются права хозяйственного ведения и оперативного управления. То есть собственник - Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование - может передать принадлежащих ему на праве собственности животных в хозяйственное ведение или оперативное управление государственному или муниципальному приюту, специально созданному для целей надлежащего содержания животных и их охраны. Соответственно, такие приюты могут быть созданы в виде государственного или муниципального унитарного предприятия или учреждения <2>. -------------------------------- <2> См.: Гасников К.Д. Животные как объект гражданских прав // Законодательство и экономика. 2002. N 12. С. 5 - 8. По непроверенным данным сегодня только в Москве насчитывается порядка 60 тысяч безнадзорных собак. Каждая сука ежегодно приносит около 5 - 6 щенков, половина из которых пополняет бродячие стаи. В 2008 г. от укусов пострадали более семи тысяч человек. По законодательству бесхозяйные собаки не имеют собственника. По общему правилу право собственности на объекты животного мира принадлежит государству, но объектами животного мира признаются дикие животные, следовательно, стаи бродячих собак не могут быть отнесены к данной категории в силу Закона о животном мире. В то же время полномочия по отлову бродячих животных возложены на ЖКХ муниципальных районов, таким образом, право владения данной категорией собак принадлежит субъектам РФ и муниципальным образованиям. Проблема бродячих животных актуальна для всей России. Решить ее пытались различными методами, однако без научно обоснованного подхода с привлечением этологов, юристов, органов исполнительной и законодательной власти решение проблемы может затянуться и перейти в масштаб чрезвычайной ситуации. Планово отлавливать собак перестали во многих городах после того, как были приняты городские законы о содержании животных. Согласно действующему законодательству собаку можно усыпить только через полгода после того, как ее поймают. Содержание собак в течение этого срока должно постоянно финансироваться, а так как данная проблема не решена, то и отлавливать их, не нарушая закон, нельзя. Многие субъекты РФ, ссылаясь на нормативные акты, принимают меры по борьбе с безнадзорными животными. В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии", Постановлением Совета Министров РСФСР от 23 сентября 1980 г. N 449 "Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР" (с изменениями, внесенными Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. N 415 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 1992 г. N 838) и Законом Московской области "О правилах по обеспечению благоустройства и порядка на территории Московской области" и в целях создания условий, исключающих возможность причинения собаками и кошками вреда здоровью людей, обеспечения санитарно-эпидемиологического и ветеринарного благополучия на территории Озерского муниципального района главой Озерского муниципального района Московской области А.Ю. Почукаевым утверждено Постановление от 6 декабря 2005 г. N 103 "Об утверждении Положения по отлову, содержанию и использованию безнадзорных собак и кошек на территории Озерского муниципального района". Положение признает безнадзорными собак и кошек, находящихся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица независимо от породы и назначения (в том числе имеющих ошейник), и наделяет полномочиями по их отлову Озерское районное общество охотников и рыболовов на основании договора с администрацией Озерского муниципального района. Оборудование пунктов передержки и карантинирования обеспечивает администрация Озерского муниципального района, а работа по содержанию животных и оказанию ветеринарной помощи осуществляется в рамках вышеуказанного договора с обществом охотников и рыболовов и станцией по борьбе с болезнями животных. Выловленные охотничьи, служебные и другие собаки, имеющие ошейник, должны содержаться отдельно от других собак в течение шести месяцев. О вылове таких собак общество охотников и рыболовов должно в суточный срок сообщить в отделение милиции, а также клубу служебного собаководства или учреждению государственной ветеринарной службы. Собаки, покусавшие людей, содержатся в пунктах передержки и карантинирования в течение 10 дней для исключения бешенства. Остальные собаки содержатся в пунктах передержки и карантинирования в течение 3 дней. Кошки, имеющие ошейник, содержатся в пунктах передержки и карантинирования в течение 30 дней, остальные - в течение 3 дней <3>. -------------------------------- <3> См.: Постановление от 6 декабря 2005 г. N 103 "Об утверждении Положения по отлову, содержанию и использованию безнадзорных собак и кошек на территории Озерского муниципального района" // Заря. 13 ноября 2005 г. В Постановлении не указано, какие меры будут применяться к животным по истечении сроков карантинирования в случае неявки их владельца. По общему правилу, применяемому к имуществу, животные должны содержаться в течение 6 месяцев, однако и гражданское законодательство не определяет, каким мерам должно подвергаться имущество в случае необнаружения собственника. Глава 4 Правил содержания домашних животных на территории городского округа Звенигород (далее - Правила) возлагает обязанность по отлову безнадзорных животных на территории городского округа Звенигород на МУП "ДЕЗ города Звенигород", которое в целях упорядочения содержания собак и кошек и других домашних животных создает пункты временного содержания отловленных животных. Правила категорически запрещают: изымать животных из квартир и с территории частных домовладений без заявления жильцов, проживающих в данном доме, и присутствия административных органов; снимать собак с привязи у магазинов, аптек, предприятий и других учреждений; присваивать себе и продавать отловленных животных. Здоровых отловленных собак по истечении 10 суток после их осмотра и диагностики специалистами Горветнадзора возвращают по заявлениям собственникам, а невостребованных передают в приюты или заинтересованным организациям <4>. -------------------------------- <4> См.: Правила содержания домашних животных на территории городского округа Звенигород приняты решением Совета депутатов городского округа Звенигород Московской области от 22 ноября 2007 г. N 68/20 // Встреча. 2007. 2 августа; Звенигородские ведомости. 2007. 30 ноября; Звенигородские ведомости. 2007. 8 декабря. Правила содержания собак и кошек на территории муниципального образования городской округ Электрогорск Московской области <5> предусматривают процедуру эвтаназии с последующей утилизацией в специально отведенном месте для безнадзорных, больных животных, представляющих опасность для населения. -------------------------------- <5> См.: решение Совета депутатов городского округа Электрогорск Московской области от 23 августа 2007 г. N 43/6 "Правила содержания собак и кошек на территории муниципального образования городской округ Электрогорск Московской области" // Электрогорские вести. 2007. 30 августа. Правила благоустройства и санитарного содержания территории сельского поселения Чисменское, принятые решением Совета депутатов сельского поселения Чисменское Московской области от 25 мая 2007 г. N 17/3, также устанавливают, что невостребованные владельцами и неустроенные животные по заключению ветеринарной службы продаются заинтересованным лицам или учреждениям либо подлежат усыплению и утилизации специализированной организацией <6>. -------------------------------- <6> См.: решение Совета депутатов сельского поселения Чисменское Московской области от 25 мая 2007 г. N 17/3 "Правила благоустройства и санитарного содержания территории сельского поселения Чисменское" // Красное знамя. 2008. 8 мая. В соответствии со ст. 230 ГК РФ лицо, задержавшее безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в милицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника. На время розыска собственника животных они могут быть оставлены лицом, задержавшим их, у себя на содержании и в пользовании либо сданы на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия. По просьбе лица, задержавшего безнадзорных животных, подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания, и передачу ему животных осуществляют милиция или орган местного самоуправления. К тому же лицо, задержавшее безнадзорных животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать и при наличии вины отвечают за гибель и порчу животных в пределах их стоимости. То есть положения закона обязывают содержать безнадзорное животное в надлежащем состоянии до установления права собственности на животное лицом, нашедшим животное, либо до момента, когда найдется реальный собственник животного. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на момент содержания собаки, "временно выбывшей из попечения". В силу ст. 231 ГК РФ установлен шестимесячный срок приобретательской давности для возникновения права собственности на безнадзорное животное у лица, его задержавшего. Если указанное лицо откажется по истечении шести месяцев от права собственности на животное, оно поступает в муниципальную собственность. Применение этого положения закона затрудняется тем, что муниципальные образования созданы не повсеместно и, соответственно, не во всех субъектах Российской Федерации существует муниципальная собственность. Названная норма носит императивный характер, и поэтому исходя из ее содержания безнадзорное животное не может поступить в собственность Российской Федерации или ее субъекта <7>. -------------------------------- <7> См.: Гасников К.Д. Указ. соч. С. 8. Однако при содержании безнадзорной собаки у лица, ее нашедшего, могут возникать определенные трудности в связи с таким специфичным видом имущества. Собака как биологическое существо требует определенных условий содержания, обеспечения ее соответствующим питанием, выгулом для оправления естественных потребностей, ветеринарным обслуживанием, местом в жилом помещении для отдыха, а также вниманием для общения и социализации в обществе. Таким образом, лицо, нашедшее безнадзорную собаку и по собственной воле обеспечившее ей необходимые условия, кроме материальных затрат (корм, ветеринарные услуги, оплата дрессировки) несет еще и затраты психологического характера, устанавливая контакт с животным, воспитывая его и неся за него ответственность перед его реальным собственником. С юридической точки зрения бремя собственника неразрывно связано с правомочием по владению как элементом права собственности, поскольку назначение данного правомочия - указывать всем третьим лицам на то, что у вещи есть господин. Следовательно, чтобы у окружающих не возникло иллюзии бесхозяйности вещей, чтобы они могли осознавать себя пассивно обязанными перед собственником лицами в рамках абсолютных правоотношений, нужно проявлять должную заботу об этой вещи (содержать, охранять и т.п.). Таким образом, деяния собственника животного нужно квалифицировать как ненадлежащее осуществление правомочия владения, т.е. злоупотребление правом в соответствии со ст. 10 ГК РФ. Здесь налицо осуществление своего права с превышением установленных пределов, в частности такого предела, как надлежащие средства и способы осуществления <8>. -------------------------------- <8> См.: Поротикова О.А. Проблема злоупотребления субъективным гражданским правом. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 45 - 60. То есть по решению суда прежний собственник может быть признан как недостаточно осуществлявший свое право собственности и при надлежащем уходе за животным лицом, нашедшим его, животное может быть передано новому владельцу. Однако закон определяет, что в случае явки прежнего собственника животных после перехода их в собственность другого лица прежний собственник вправе при наличии обстоятельств, свидетельствующих о сохранении к нему привязанности со стороны этих животных или о жестоком либо ином ненадлежащем обращении с ними нового собственника, потребовать их возврата на условиях, определяемых по соглашению с новым собственником, а при недостижении соглашения - судом. То есть допускается возврат животных прежнему собственнику даже и после перехода их в собственность другого лица, если будет установлено, что животные сохранили привязанность к прежнему собственнику, либо выяснится, что новый собственник обращается с животными жестоко или ненадлежащим образом. Закон не предусматривает права иных лиц, кроме собственника, в частности владельцев, получить безнадзорных животных от нашедшего их лица <9>. -------------------------------- <9> См.: Гришаев С.П. Комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации // Подготовлен для системы "КонсультантПлюс". 2006. В соответствии со ст. 241 ГК РФ в случаях, когда собственник домашних животных обращается с ними в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа лицом, предъявившим соответствующее требование в суд. Цена выкупа определяется соглашением сторон, а в случае спора - судом. Таким образом, любое лицо может предъявить требование в суд на собственника животного, который, по его мнению, обращается с животным негуманными способами. Однако применение этой меры возложено не на правоохранительные органы, а на иных участников гражданских правоотношений. То есть злоупотребивший правом собственник получит выкупную цену, которую сможет определить своим соглашением с лицом, взявшимся защищать животных, или в суде. Значит, правонарушитель будет не в проигрыше и вряд ли станет чувствовать себя наказанным. Единственный вывод - эта мера не преследует цели воздействовать на собственника, а направлена на защиту животного. В таком случае за злоупотребление правом собственности на животное собственник не понесет никакого порицания, никаких неблагоприятных последствий. Можно сказать, что общая санкция - отказ в защите права - здесь будет иметь место, иначе невозможно в суде принудить собственника к продаже своего имущества <10>. -------------------------------- <10> См.: Поротикова О.А. Указ. соч. С. 10. При добровольной договоренности собственника и лица, нашедшего животное, т.е. в случае возврата (ст. 232 ГК РФ) животного собственнику, лицо, задержавшее животное, и лицо, у которого оно находилось на содержании и в пользовании, имеют право на возмещение их собственником необходимых расходов, связанных с содержанием животного, в соответствии с п. 2 ст. 229 ГК РФ. Данная статья определяет два субъекта, имеющих право на возмещение необходимых расходов: а) то лицо, которое задержало безнадзорных животных; б) то лицо, у которого они находились в содержании и в пользовании. Однако может возникнуть ситуация, когда эти два субъекта будут представлены одним лицом, либо лицо, у которого животное находилось в содержании, может быть представлено несколькими лицами. Возьмем простой пример. Несовершеннолетний нашел на улице щенка в возрасте 3 - 4 месяцев крупной породы, родители согласились подержать в доме животное до нахождения собственника. Скорость роста крупных пород собак очень высокая, если в 3 месяца щенок может весить около 10 - 15 кг, то в возрасте 8 - 9 месяцев такой щенок-подросток будет весить порядка 50 - 60 кг при росте в холке 60 - 70 см. То есть не исключен случай, что родители через 2 - 3 месяца потребуют убрать животное из дома, в таком случае в соответствии с законом лицо, нашедшее животное, должно "сдать на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия". Лицо, задержавшее безнадзорную собаку, также имеет право на вознаграждение, размер которого определяется аналогично размеру вознаграждения за находку - "в размере до двадцати процентов стоимости вещи. Если найденная вещь представляет ценность только для лица, управомоченного на ее получение, размер вознаграждения определяется по соглашению с этим лицом" (абз. 2 ст. 229 ГК РФ). В большинстве случаев подтвердить реальную стоимость собаки не представляется возможным, так как договорное право в собаководстве практически не развито, а покупки совершаются на основании устного договора. Затраты, которые понес гражданин, временно содержавший животное, состоят из двух частей: материальные (обеспечение кормом, ветеринарным обслуживанием) и моральные (выгул, общение, дрессировка). Статья 231 ГК РФ содержит специальное правило по отношению к общему - приобретению права собственности на находку (ст. 228 ГК РФ). Основное отличие заключается в возможности возврата животного предыдущему собственнику даже в случае истечения предусмотренного п. 1 комментируемой статьи шестимесячного срока. Такой возврат возможен в двух случаях: а) при наличии обстоятельств, свидетельствующих о сохранении привязанности животных к прежнему собственнику; б) при жестоком либо ином ненадлежащем обращении с животными нового собственника. При недостижении сторонами соглашения об условиях возврата они определяются в судебном порядке <11>. -------------------------------- <11> См.: Мозолин В.П., Малеина М.Н. Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой. М.: Норма, 2004. С. 50 - 75. Однако из вышеприведенного примера может возникнуть ситуация, когда животное содержалось в надлежащих условиях и утратило чувство привязанности к бывшему собственнику. Это возможно, если животное было найдено в молодом возрасте до 5 - 6 месяцев, а собственник отыскал животное через 5,5 месяца с момента его пропажи. В таком случае при отсутствии идентификационного номера (клейма или микрочипа) собственнику не представляется возможным доказать свое право на данное животное. При обнаружении владельца животного и при условии добровольной передачи лицом, нашедшим животное, собственнику животного неясным остается момент определения прав на возможный приплод. Если решать этот вопрос по аналогии со ст. 136 ГК РФ, согласно которой плоды, продукция и доходы от имущества принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании, то по общему правилу приплод не подлежит возврату собственнику, поскольку статьей не установлено иное. Однако в связи с тем что приплод является выгодой, извлеченной от пользования безнадзорным животным, его стоимость подлежит зачету при определении размера возмещения необходимых расходов и вознаграждения. Если рассматривать ситуацию с породистой собакой, стоимость щенков которой может доходить до 50 000 рублей, то возникает неясность, каким образом будет осуществлен зачет при определении размера возмещения необходимых затрат. Средний размер помета у крупных пород собак составляет 6 щенков, у мелких пород собак 2 - 3 щенка, однако содержание и выращивание приплода крупной породы более затратно материально и требует большого ухода, чем мелкой породы. Тем не менее законодательство не определяет, должен ли в данном случае гражданин, нашедший собаку и содержавший ее в надлежащих условиях, передавать средства, вырученные от продажи щенков, объявившемуся собственнику. Вся проблема данного вопроса состоит в длительном поиске собственника животного, т.е. в невозможности быстро определить его местонахождение, чего можно было бы избежать при наличии единой регистрационно-информационной базы и возможности идентифицировать животное. Таким образом, рассматривая животных в качестве особых объектов гражданских прав - вещей sui generis, совершенно очевидно, что возникает масса спорных моментов при возникновении и переходе права собственности на безнадзорное животное. В этой связи считаем целесообразным обязать всех собственников собак идентифицировать своих животных путем микрочипирования или клеймения, контроль за ведением единого государственного реестра возложить на ветеринарные станции. Также считаем целесообразным введение регистрационного свидетельства, отображающего все данные на владельца-собственника, идентификационный номер животного, а также породу собаки с пометкой о ее отнесении (либо неотнесении) к источникам повышенной опасности. Собака, находящаяся в общественном месте без сопровождающего лица, определение породы которой вызывает затруднение, без ошейника, без признаков идентификации (отсутствие клейма или микрочипа), признается бесхозяйной. Собака определенной породы, имеющая микрочип, но при проверке которой по единому реестру установлено, что она утеряна своим собственником в третий или более раз, должна признаваться бесхозяйной. Важно отметить, что возникновение права собственности на бесхозяйных животных, на наш взгляд, может осуществляться по аналогии со ст. 233 ГК РФ, т.е. "предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступают в собственность лица, которому принадлежит имущество", в данном случае животное поступает в собственность лица, нашедшего его. Введение данной нормы в ГК РФ позволит дисциплинировать собственников животных и повысит их ответственность за принадлежащее им животное. Во-вторых, законодательное обязывание владельцев собак к регистрации и идентификации животного позволит привлечь к юридической ответственности нерадивых хозяев за утерю животного более двух раз и лишить их права собственности на животное за утерю его более трех раз. В-третьих, лицо, нашедшее животное, прошедшее необходимую регистрацию и получившее идентификационный номер на животное, может считаться собственником, не дожидаясь шести месяцев или решения суда. Кроме того, лицо, нашедшее животное и желающее его вернуть законному владельцу, сможет обратиться в государственный орган, ведущий единый государственный реестр, и по идентификационному номеру быстро установить собственника животного, не возлагать на себя ответственность за содержание данного животного на 6 месяцев. Создание единого государственного реестра с обязательной регистрацией животного и присвоение собакам идентификационного номера позволит проводить достоверную статистику по случаям нападения собак на людей, а также в случае возникновения эпизоотии или бешенства на территории городов и населенных пунктов. Учитывая вышеизложенное, считаем целесообразным в первую очередь внести изменения в ГК РФ о сокращении срока поиска владельца с 6 месяцев до 3 месяцев. Данная норма позволит также муниципальным и государственным приютам сэкономить бюджетные средства, выделяемые на содержание животных, и увеличит оборотоспособность подобных организаций по отлову и нахождению собственников бесхозяйных животных. Учитывая опыт европейских приютов, животное, которое в течение 3 месяцев осталось невостребованным, как правило, не имеет шанса обрести собственника. Таким образом, срок, который дается на установление или поиск владельца, может быть определен в 3 месяца. Кроме того, для приобретения права собственности и прохождения процедуры оформления новому собственнику может быть определен срок еще в 3 месяца, т.е. животное может находиться в приюте не более 6 месяцев. После этого срока животное должно быть подвергнуто эвтаназии. При передаче животного новому собственнику собаке должен быть присвоен идентификационный номер с занесением в единую базу чипов и владелец должен получить регистрационное свидетельство, удостоверяющее право собственности. Однако в случае обнаружения владельца животного он должен возместить все затраты, связанные с пребыванием животного в приюте, а при повторной утере животного на владельца должен быть наложен штраф за халатное отношение к содержанию животного. Важно отметить, что, когда происходит отказ от животного по собственному желанию и оно помещается в приют, собственник должен оплатить 6-месячное пребывание животного в приюте, таким образом, штраф в случае утери животного должен превышать сумму пребывания животного в приюте из расчета 6 месяцев. После пребывания в приюте в течение 3 месяцев и при необнаружении собственника животного все животные должны быть подвергнуты стерилизации. Собаки, имеющие идентификационный номер или клеймо, должны содержаться отдельно от животных, не имеющих идентификационных знаков. Таким образом, данные изменения в ГК РФ позволят стимулировать всех владельцев идентифицировать путем чипирования собственных животных, а также законодательная конкретизация понятия "бесхозяйное животное" позволит гармонизировать понятийный аппарат российского законодательства, существенно облегчит работу в правоприменении и внесет упорядоченность в российское законодательство.
|